Вход  RSS

ХАБЗЭ

 

Псори Зыщ - псори Хыщ.   Хым и бзэр - зыбзэщ.   Хым и бзэр - Хабзэщ

Главная » Статьи » Статьи

Христианство в Черкесии

Не позднее lV века н.э. в Черкесии (Зихии и Абазгии) распространяется христианство, где оно частично существует и после крушения Византийской империи - практически до XVlll века.

О многочисленности христианских священнослужителей свидетельствуют и широко распространенные черкесские фамилии: Иуан - епископ; Шеуджэн (шоген) – поп; Къардэн (кардан) - дьяк.

Однако несмотря на тысячелетний период христианства и существование развитого церковного института, христианским этот период в истории Черкесии можно назвать лишь условно.

Богом, как и в дохристианские времена, остался Тхьа (Тхьэ), а Иисус Христос под именем Ауш Джэрыджэ (Иисус Греческий), лишь незначительно пополнил черкесский фольклор.

Христианские идеологи пытались свести черкесский монотеизм к христианству. Иконы - (Тхьэнапэ, "лик Тхьа") - придавали Тхьа антропоморфные черты. В природных нерукотворных местах - Тхьэлъэlупэ, строили церкви (чилисэ, къурхъ). Древние Т-символы заменяли на кресты.

Разбавлением черкесского монотеизма было введение образов Богоматери (Тхьэнанэ) и Святого Духа (Псатхьэ), но и они оставили лишь едва заметный след в мифологии, упоминаясь в одной легенде и двух пословицах.

Однако внедрение христианства на идеологическом уровне не имело успеха - народ последовательно сохранял и воспроизводил свои древние культы.

Исследователь Лавров дал точную характеристику ситуации: "Христианство оказалось слишком слабым при столкновении с более древними и более сильными черкесскими верованиями".

Джеймс Белл. Крест в долине Сукко. 1838 г.

Черноморское побережье Черкесии

 

Адыгэ Хабзэ