Хабзэ. Адыгэр Тхьэм зэрыхущытыр / Религиозная система Черкесов - ХАБЗЭ

Вход  RSS

ХАБЗЭ

 

Псори Зыщ - псори Хыщ.   Хым и бзэр - зыбзэщ.   Хым и бзэр - Хабзэщ

Главная » Статьи » Статьи

Хабзэ. Адыгэр Тхьэм зэрыхущытыр / Религиозная система Черкесов
 
ХАБЗЭ. РЕЛИГИОЗНАЯ СИСТЕМА ЧЕРКЕСОВ
 

Исконная религия черкесов представляет собой монотеизм со стройной системой почитания Единого бога Тхьа, Тхьашхо (Тхьэ, Тхьэшхуэ). Данная религия является частью философско-этического учения Хабза (Хабзэ), регулирующего все аспекты жизни, определяющего отношения человека к человеку, к окружающему миру, к богу.

Тхьа (Тхьашхо) — создатель Мира и его законов. Тхьа дал человеку возможность познания Законов, и это приближает человека к Богу. 

Мир начался со строительства сетью (Хъы). Объекты мира образовывались и меняются по Законам.

Тхьа предоставляет человеку свободу выбора.

Тхьа не имеет какого-либо образа, он вездесущ, "дух его рассеян по всей Вселенной".

Тхьа не нуждается в поклонении.

Между Тхьа и человеком нет посредников.

Обращаться к Тхьа можно в любое время, если в человеке возникает такая потребность, если человек находится в соответствующем расположении духа. Обращаться к Тхьа можно как вслух, так и мысленно.
 
Обращаются к Тхьа: "Уэ си Тхьэ!",  "Уэ си Тхьэ, Тхьэшхуэ!", "Уэ си Тхьэ закъуэ!" /"Уэ ди Тхьэ!", "Уэ ди Тхьэ, Тхьэшхуэ!", "Уэ ди Тхьэ закъуэ!"/.

При обрядовых обращениях произносится Тхьэшхуэ Хъуэхъу:.
 
Уа ди Тхьэ, Тхьэшхуэ!
Уа ди Тхьэ закъуэ!
Уафэри щIылъэри зезыгъакIуэ
Тыгъэшхуэ къызыбгъэдэкI,
Щымыlэр хэзыгъахъуэу
Телъыджэр зи Iэужь,
Псори зыщыгугъуу
Зыми щымыгугъыж,
Къэхъури зэлъэIуу
Зыми емылъэIуж
Ди Тхьэ, Зы Тхьэ,
Тхьэшхуэ! 

 
После Тхьэшхуэ Хъуэхъу произносятся и другие Гимны. При обрядовых обращениях к Тхьа нужно стоять, в знак почитания.
 
Большинство благопожеланий, которые используют черкесы, представляют собой краткие молитвы: "Тхьэм жиlэ", "Тхьэм къуит", "Тхьэм ищl", "Тхьэм къыщlигъэкl", и другие. Они произносятся искренне, от чистого сердца.

Почитание и благоговейное отношение к Тхьа, просьбы к нему выражаются через обряды и ритуалы - Тхьэлъэlу (просьба к Тхьэ), Хъохъу (гимны-молитвы). Обряды проводят старшие в роду, общине, селении.
 
Для проведения Тхьэлъэlу нельзя пользоваться рукотворными сооружениями (lэрыщl). Поэтому обряды проводятся в особых местах, чаще всего это живописные рощи - ТхьэлъэlупlэТхьэщlагъ мэз. Кроме их основного названия, используют метафорическое – чийзыхамыбз (роща, в которой ничего не срезают). Обряды проводят старшие в группе, роду, общине, селении.
 
Место Тхьэлъэlупэ отмечается Т-символом. 

Важным элементом черкесской религии является вера в Души (Псэ) предков, которые имеют возможность видеть и оценивать дела их потомков.

Понятие физических страданий или наслаждений в загробном мире (Хьэдрыхэ) отсутствует — есть духовное удовлетворение или муки раскаяния Души за свой жизненный путь перед собой и перед лицом предков.

Задачей земного существования человека является Совершенствование Духа — сохранение чести (Напэ), проявление сострадания (Гущlэгъу), безвозмездное оказание помощи (Псапэ), что, наряду с доблестью, отвагой, позволяет Душе человека после смерти присоединиться к Душам предков с чистой совестью (Напэ Хужь). 

Каждый человек должен знать своих предков по именам до седьмого колена включительно (считая от отца).

Души предков нуждаются в поминовении, в силу чего устраивают тризны (Хьэдэlус), практикуется жертвоприношение или приготовление поминальной пищи (Жьэрымэ), раздача её для поминания душ умерших [1].

 

 
Адыгэ Хабзэ